Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Современные требования к составлению конспектов занятий с воспитанниками в учреждениях дошкольного образования

Дата: 5 марта 2020 в 17:59, Обновлено 13 марта 2020 в 12:04

                              Современные требования к составлению конспектов занятий

                            с воспитанниками в учреждениях дошкольного образования

Основные требования к составлению конспекта занятия

         Обучение на уровне дошкольного образования – целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования. Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя наряду с другими такое важное направление в работе, как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.

        Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, регламентированная временем и местом в распорядке дня, соответствует возрастным особенностям детей. Важную роль здесь играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. 

        Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых представлений, умений и навыков, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.

         По этой причине современные требования к качеству образовательного процесса в учреждении дошкольного образования актуализируют осознание необходимости обеспечения качества планирования и организации занятий с детьми.

      В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:

обучающий (усвоение новых представлений);

 цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;

закрепляющий (закрепление и систематизация накопленного опыта детей);  цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений;

 комбинированный (смешанный);

цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.

         При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты.

Наименование    Образовательная область «Ребёнок и природа»

Возрастная направленность старший дошкольный возраст

Тема «Осень»

Программные задачи: образовательные (какие представления будем формировать);  развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций); воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться)

 Материал и оборудование: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.

Предварительная работа: экскурсия, наблюдение, чтение, просмотр и т.д.  

Методы  и приёмы:

Наглядный: наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др.

Словесный: беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др.

Практический: элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др.

Игровой: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль; внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения и др.

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная

Развивающие образовательные технологии: метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии» 

В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы,

например: I этап – вводный (3-5 минут)

II этап – основной (15-18 минут)

III этап – заключительный (2-3 минуты)

Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста воспитанников и др. 

Типичные ошибки при составлении конспекта занятия:

1. Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы детей на вопросы, которые их заставили мыслить, сопоставлять и т.д.

 2. Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников.

3. Отсутствие проблемной ситуации на занятии.

4. Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии. 5. Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий.

6. Крайне редко используются: приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты); фрагменты развивающих образовательных технологий; электронные образовательные ресурсы.

7. После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия. 

Список использованных источников

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 398 с.

2. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 416 с

 3. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2017 – 117 с.         

Примерный конспект занятия

по образовательной области «Ребенок и общество»

для воспитанников среднего дошкольного возраста

Тема: «Варенье для Маши и Медведя»

 Программные задачи:

закрепить представления о полезности фруктов, их использовании в собственной практической деятельности;

упражнять в умениях группировать и классифицировать продукты (овощи, фрукты) с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий; формировать умения соотносить растения с природными сообществами, в которых они произрастают (огород, сад);

 воспитывать желание принимать посильное участие в элементарном трудовом процессе.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, подносы с разрезными картинками овощей и фруктов, корзины, схемы этапов приготовления варенья из фруктов, емкости для фруктов по количеству детей.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Маша и Медведь», работа с мнемотаблицами, рассматривание иллюстраций природных сообществ.

Методы и приёмы:  игровой (дидактические игры, проблемные и игровые ситуации); наглядный (просмотр фрагмента мультфильма).

 Тип занятия – закрепляющий.

Развивающие образовательные методики и технологии: метод наглядного моделирования, методы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии.

Ход занятия

I этап  - вводный (организационный) 

Игра-этюд «Приветствие» (фронтальная форма работы)

 Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Сюрпризный момент «Посылка от Маши» (фронтальная форма работы)

 Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.

II этап – основной

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Маша и Медведь», серии «День Варенья» (фронтальная форма работы).

Цель: закрепление представлений о полезности продуктов питания: овощей и фруктов, их использовании в собственной практической деятельности.

 Проблемная ситуация: «Варенье оказалось невкусным. Миша недоволен. Как исправить ситуацию?» (фронтальная форма работы)

Цель: активизация речевой и мыслительной деятельности детей. Дети вспоминают, из чего Маша варила варенье. Делают выводы и умозаключения, почему Миша недоволен и предлагают свои варианты решения проблемной ситуации.

Игровая ситуация «Как приготовить варенье» (фронтальная форма работы) Цель: развитие связной речи воспитанников, закрепление последовательности этапов приготовления варенья из фруктов.

Развивающая игра «Овощи - фрукты» (подгрупповая форма работы)

 Цель: упражнение в умениях группировать и классифицировать продукты (овощи, фрукты) с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий; формирование умений соотносить растения с природными сообществами, в которых они произрастают (огород, сад).

Перед детьми на подносах – фрукты и овощи, которые необходимо сгруппировать по признаку «овощи» – «фрукты», одна группа группирует овощи, другая – фрукты.

Проблемная ситуация «Варенье получилось невкусное → Маша не знает, как правильно приготовить варенье → как научить Машу варить варенье» (фронтальная форма работы)

Цель: активизация мыслительной активности, словаря воспитанников.

Игровая ситуация «Рецепты приготовления варенья из фруктов» (подгрупповая форма работы)

Цель: развитие связной речи детей, творческого мышления, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой и трудовой деятельности.

Развивающая игра с использованием методов ОТСМ-РТВ-ТРИЗтехнологии «Хорошо-плохо» (фронтальная форма работы, индивидуальная)

Цель: развивать творческое мышление, воображение, речь воспитанников. Физкультминутка

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Знают взрослые и дети, (Маршируют на месте)

Много фруктов есть на свете! (Разводят руки в стороны)

Яблоки и апельсины, Абрикосы, мандарины,

И бананы, и гранаты – Витаминами богаты. (Хлопают в ладоши)

 Фрукты - радость для ребят, (Прыгают на месте)

 Их в садах для нас растят. (Поднимают руки вверх)

 Мы к столу их подадим, (Наклоняются вперед с вытянутыми руками)

Фрукты свежими съедим. (Поглаживают живот)

А для долгого храненья

  Сварим вкусное варенье. (Делают вращательные движения рукой).

Дидактическая игра «Фруктовое варенье» (подгрупповая форма работы, индивидуальная)

Цель: формирование умений воспитанников творчески мыслить, складывать целое из частей, развивать связную речь.

 III этап. Окончание занятия

Игровая ситуация с использованием метода наглядного моделирования «Посылка для Маши и Медведя» (фронтальная форма работы, индивидуальная)

Цель: анализ результатов деятельности воспитанников, развитие речи, мышления воспитанников

 Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.

Список использованных источников

1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь; [Национальный институт образования]. – Минск : Национальный институт образования, 2012. - 415 с.

 2. Смолер, Е. И. Разитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста : пособие для педагого учреждений дошкольного образования / Е. И. Смолер. – Мозырь : Белый ветер, 2017 – 295 с.

3. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2017 – 117 с.

Конспект интегрированного занятия

 по образовательным областям «Ребенок и общество»,

«Изобразительное искусство» (конструирование, детский дизайн)

для воспитанников старшего дошкольного возраста

Программные задачи:

продолжать формировать представления детей о предметах рукотворного мира (мебель), конструктивной деятельности,  деятельности художников-дизайнеров;

закрепить название деталей строительного материала (кирпичик, цилиндр, призма, пластина, брусок);

 развивать творческие способности, связную речь, умения конструировать из строительного материала, согласовывать свои действия друг с другом; воспитывать эстетические чувства.

 Материал и оборудование: карточки с изображением дивана, кресла, стола, шкафа, кровати, стула, муляж солнца без лучей  по количеству пар детей: макеты гостиной, муляжи предметов интерьера (картина, часы, цветы, фотографии), наборы строительного материала по количеству детей: лучи жёлтого и оранжевого цвета для солнца, ноутбук, мяч, магнитная доска, фотоаппарат. 

Предварительная работа: беседы с детьми, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций по теме «Мебель», экскурсия в мебельный магазин, чтение стихотворений о мебели, рисование мебели, дидактические игры: «Моя квартира», «Мой дом», «Найди похожую фигуру».

Методы и приёмы: игровой (словесная игра, проблемные и игровые ситуации) Тип занятия – закрепляющий.

Развивающие образовательные методики и технологии: метод наглядного моделирования, методы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии.

 I этап  – вводный (организационный)

Игра-этюд «Подарим хорошее настроение» (фронтальная форма работы) Цель: создание радостного настроения у воспитанников, развитие навыков вербального и невербального общения.

Сюрпризный момент «Приглашение принять участие в телепроекте «Квартирный вопрос» (фронтальная форма работы)

Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.

II этап – основной

Развивающая игра «Отгадай» (подгрупповая форма работы)

Цель: формировать умения воспитанников отгадывать загадки, называть предметы мебели, находить нужные картинки.

 Словесная игра с мячом «Ты – моя частичка» (фронтальная форма работы) Цель: развитие речи, активизация словаря воспитанников.

Игровое задание «Собираем мебель» (работа в парах)

Цель: развивать конструктивные навыки, воспитывать умения работать в паре.

Физкультминутка «В гостиной»

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима.

Вот идём мы по квартире,

 Раз, два, три, четыре (Шагают на месте).

Дверь мы тихо открываем

 И в гостиной побываем («Открывают» дверь.)

Видим шкаф большой, широкий (Руки в стороны),

Рядом с ним – торшер высокий (Руки верх).

В середине стол стоит (Руки вперёд).

 В кресле кошка крепко спит (Закрывают глаза ладонями).

На диване посидим (Приседают),

Потом в окошко поглядим (Рука козырьком у лба, смотрят вправо-влево).

Песню весело споём,

 Как уютно мы живём! (Хлопают в ладоши).

Проблемная ситуация «Началась съёмка телепроекта «Квартирный вопрос»→нужен дизайн вместительного «сказочного дивана» →съёмочная группа не справляется →можем ли мы помочь?» (фронтальная форма работы).

Цель: активизация мыслительной деятельности воспитанников, творческого воображения.

Развивающая игра с использованием методов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ – технологии «Бином фантазии» (фронтальная форма работы)

Цель: развитие творческого воображения, мышления, связной речи воспитанников.

 Игровое задание «Дизайнеры» (работа в парах)

Цель: формировать представления о работе дизайнеров, развивать творческие способности.

 Игровое задание с использованием метода наглядного моделирования «Моя гостиная» (работа в парах, индивидуальная работа)

Цель: формирование умений рассказывать по схемам-моделям, развитие умения слушать друг друга.

III этап. Окончание занятия

Рефлексия «Солнечный лучик»

Цель: анализ результатов  деятельности воспитанников. 

Список использованных источников

1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь; [Национальный институт образования]. – Минск : Национальный институт образования, 2012. - 415 с.

 2. Литвина, Н. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром : учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования : с электрон. прил./ Н. В. Литвинова, Е. И. Лосик. – Минск : Выш. шк., 2017. – 206 с. 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.