План действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.
при ЧС
В учреждении образования устанавливается круглосуточное дежурство с получением распоряжения о проведении подготовительных мероприятий. Заведующий учреждением образования организует сбор сотрудников, разъясняет обстановку и ставит перед ними задачи по обеспечению в любых экстремальных условиях надежной защиты детей.
Профилактические мероприятия:
· проверить порядок оповещения руководящего, педагогического состава и воспитанников ДОУ в случае возникновения ЧС.
· провести подготовительные мероприятия имеющихся защитных сооружений к приему укрываемых (при необходимости).
· проверить наличие и укомплектованность медицинских аптечек.
· проверить наличие (при отсутствии изготовить) и исправность простейших средств индивидуальной защиты.
· проверить укомплектованность и оснащенность звеньев самозащиты.
Мероприятия, проводимые с целью предотвращения и быстрой ликвидации пожаров:
· проверить наличие и исправность первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов) и умения ими пользоваться.
· запретить хранение легковоспламеняющихся жидкостей в помещении ДОУ, кроме мест специально для этого оборудованных.
· освободить чердаки, лестничные клетки от легковоспламеняющихся и громоздких предметов.
· уточнить план эвакуации каждого этажа.
· провести профилактический инструктаж с воспитанниками, постоянным составом и дежурным персоналом.
Мероприятия при угрозе возникновения стихийных бедствий:
· проверить порядок оповещения руководящего, педагогического состава и воспитанников ДОУ.
· при угрозе урагана, землетрясения отключить электроэнергию.
· согласовать мероприятия по защите от стихийных бедствий с органом управления образованием и управлением по делам ГО и ЧС города.
Действия персонала и воспитанников при возникновении
ЧС природного и техногенного характера:
1. При аварии на химическо-опасном объекте экономики с выбросом АХОВ: по сигналу «Внимание всем», прослушав информацию управления по делам ГО и ЧС города:
· немедленно оповестить (условным сигналом) персонал и воспитанников ДОУ.
· прекратить занятия и действовать в соответствии распоряжением управлением по делам ГО и ЧС города.
· уточнить возможные маршруты экстренной эвакуации, при невозможности эвакуации, произвести герметизацию помещения и перевести персонал и воспитанников:
a) при воздействии аммиака – на первом этаже или в подвальных помещениях;
б) при воздействии хлора – на верхних этажах здания.
· организовать защиту органов дыхания подручными средствами (организовать пропитку ватно-марлевых повязок для постоянного состава и детей 2%-м раствором соды при хлоре и 5%-м раствором лимонной (борной) кислоты при аммиаке. Надевать по команде РГО).
· ограничить пребывание детей на улице, чаще проводить влажную уборку помещений; сделать все возможное для успокоения детей, провести разъяснительную работу с родителями; более тщательно контролировать состояние здоровья детей.
· при необходимости, организовать первую доврачебную помощь силами санитарного звена. Для оказания медицинской помощи направить пострадавших в лечебное учреждение.
2. При радиоактивном заражении:
Получив по радио FM или телевидению информацию управления по делам ГО и ЧС в чрезвычайной ситуации:
· немедленно оповестить (условным сигналом) персонал и воспитанников детского сада.
· действовать в соответствии с распоряжением управления (отдела) по делам ГО и ЧС города.
· проводятся работы по герметизации всех помещений.
· использование простейших средств защиты органов дыхания.
3. При возникновении пожара:
· немедленно сообщить о пожаре по телефону 101.
· прекратить занятия и срочно провести эвакуацию людей из помещения ДОУ (согласно плану эвакуации) в безопасное место.
· принять все меры до прибытия пожарников для возможной локализации очага пожара с использованием имеющихся средств пожаротушения, предварительно обесточив участок загорания.
· уточнить, кто из сотрудников и детей находился в очаге загорания до пожара, и, в случае их отсутствия принять меры к розыску и оказанию первой медицинской помощи.
· провести эвакуацию имущества и ценностей, находящихся под угрозой сгорания.
· при прибытии пожарных подразделений оказывать им помощь по ликвидации последствий пожара до полного завершения.
· при возникновении пожара на объекте по соседству (с угрозой переброса пламени на территории ДОУ) немедленно вывести детей в безопасную зону и собственными силами провести профилактические противопожарные мероприятия.
· проветрить группы.
· организовать первую доврачебную помощь силами санитарного звена. Для оказания медицинской помощи направить пострадавших в лечебное учреждение.
Правила поведения при пожаре
При пожаре надо опасаться высокой температуры, задымленности и загазованности, обрушения конструкций здания, взрывов, падения деревьев и провалов в прогоревшем грунте. Опасно входить в зону задымления, если видимость менее 10 м.
Выходить из зоны пожара надо в наветренную сторону. Детей нежелательно выводить через зоны огня и дыма, надо искать (по возможности) более легкие и безопасности пути. При спасении пострадавших из горящего здания и при тушении пожара соблюдайте следующие правила:
• прежде, чем войти в горящее помещение, накройтесь с головой мокрым покрывалом, пальто, плащом, куском плотной ткани;
• дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха;
• в сильно задымленном помещении двигайтесь ползком, или пригнувшись;
• для защиты от угарного газа дышите через увлажненную ткань.
Помните!
- Маленькие дети от страха часто прячутся под кроватями, в шкафы, и т.д.
- Если вы нашли в горящем помещении ребенка, который может сам передвигаться надо накинуть на него увлаженную простыню, одеяло, рот и нос закрыть мокрым платком и т.п. и взяв за руку, вывести в безопасное место.
- Если ребенок потерял сознание, взять его на руки и немедленно выходить из зоны огня и дыма.
- Если на ребенке загорелась одежда, как можно скорее набросьте на него мокрое или сухое покрывало и плотно прижмите его к телу, чтобы прекратить доступ воздуха и остановить горение.
- Следите за тем, чтобы ребенок в горящей одежде не бежал.
- Не пытайтесь тушить одежду при помощи огнетушителя - это может привести к химическому ожогу.
- В сильно задымленном помещении немедленно раскрыть все окна и двери для проветривания.
· Поиск детей в горящем здании прекращается лишь в том случае, когда проверены все помещения и точно установлено, что там никого нет.
4. При возникновении природно - климатической обстановки (стихийных бедствий):
Стихийные бедствия - это опасные природные явления геофизического, геологического, атмосферного или биосферного происхождения, которые характеризуются внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушениями, уничтожением материальных ценностей, травмами и жертвами среди людей.
· при резком понижении температуры усилить контроль за состоянием системы тепловодоснабжения;
· при ураганном и штормовом ветре прекратить занятия, отключить электроэнергию, отвести детей от оконных проемов во внутренние помещения;
· при землетрясении: при первых толчках немедленно эвакуировать всех с 1-го этажа здания, на 2-ом и последующих этажах расставить людей вдоль капитальных стен, в перерывах между толчками продолжить с последних этажей эвакуировать людей в безопасное место.
5. При обнаружении разлива ртути:
· немедленно прекратить занятия и эвакуировать людей, находящихся в помещении ДОУ, прекратить доступ в помещение посторонних,
· сообщить о случившемся в управление по делам ГО и ЧС города, центр санэпидемнадзора;
· для оказания медицинской помощи направить пострадавших в лечебное учреждение.
6. При угрозе террористического акта:
· немедленно сообщить о случившемся по тел. 102 (при угрозе по телефону о заложенном взрывном устройстве в образовательном учреждении, не кладя трубку, с другого телефона сообщить по 102);
· прекратить занятия и срочно провести эвакуацию людей из помещения ДОУ в безопасный район;
· прекратить доступ посторонним в помещение ДОУ.
7. При аварии на энергосетях:
· исключить панику, соблюдать спокойствие и проявить выдержку.
· всегда иметь в исправном состоянии и готовыми к применению аварийные источники питания.
· уточнить обстановку по телефону у дежурно-диспетчерских служб города (района), где произошла авария и на какое время будет отключена электроэнергия.
· создать необходимый запас питьевой воды.
· обеспечить сохранность и хранение скоропортящихся продуктов.
· при аварии в тёмное время суток (раннее утро или поздний вечер) детей отправить домой (вечером с сопровождающим), занятия организовать в светлое время суток.
8. При аварии на водопроводных сетях:
· уточнить обстановку по телефону у дежурно-диспетчерских служб города (района), где произошла авария и на какое время будет отключено водоснабжение.
· иметь готовые к использованию запасные ёмкости (резервуары) с водой, запас дезинфицирующих средств с целью исключения инфекционных заболеваний.
· организовать подвоз питьевой воды для питья и приготовления пищи, уточнить у дежурных служб города (района) место и время (график) подвоза воды.
9. При авариях на теплосетях:
· уточнить обстановку по телефону у дежурно-диспетчерских служб города (района), где произошла авария и на какое время будет отключено теплоснабжение.
· не допустить размораживания системы отопления, для чего слить воду из системы отопления.
· исключить случаи заболевания острыми респираторными заболеваниями.
· отправить воспитанников с родителями домой до устранения аварии на теплосетях.
· обеспечить тепловой режим за счёт утепления оконных блоков и рам, входных дверей, установки проверенных бытовых (промышленных) обогревателей.
· исключить случаи нарушений правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых электроприборов.
Соблюдайте спокойствие и порядок. Действуйте соответственно указаниям своего непосредственного руководства.
Если вы оказались в очаге поражения, чрезвычайно важно
• контролировать самого себя, адекватно оценивать степень опасности и действия окружающих;
• проявлять инициативу, но и быть готовым подчиниться приказу.
Попытаться найти выход даже в безвыходном положении. Самое главное - не сдаваться, не испробовав все возможные средства!